03.08.2023
В Волгоградской Горьковке оцифровывают печатные памятники
Специалисты Волгоградской областной универсальной научной библиотеки имени Максима Горького продолжают перевод в цифровой формат издательские раритеты. Речь идёт о книгах, изданных в период с конца XV века по начало XX столетия. К настоящему времени оцифрованы семь изданий, являющихся памятниками печати региональных типографий России.
В Царицыне, в 1916 году, «Акцонерным обществом паровой типо-литографии и писчебумажной торговли в Царицыне н-В» были изданы «Сводныя таблицы перевозок пассажиров, багажа и грузов большой и малой скорости в 1915 году» – по заказу Министерства путей сообщения, Управления железных дорог, Баскунчакской казённой железной дороги. Данное издание – ещё один оцифрованный памятник печати региональных типографий.
Отметим, что добыча соли в Нижнем Поволжье имеет давнюю историю благодаря крупным солёным озёрам – Эльтон и Баскунчак. Баскунчак имеет бóльшие запасы, чем Эльтон и расположено это озеро на 80 км ближе к Волге и в 1881 году началось строительство железнодорожной ветки от Владимирской пристани на Волге до Баскунчакского озера, конечная станция – Нижний Баскунчак. Общая протяженность 72 версты, то есть около 77 км. Действовать железная дорога стала с 1882 года. Она позволяла быстро переправлять соль, одновременно способствуя освоению Заволжских степей. До 1917 года Баскунчакская железная дорога была самостоятельной структурой, затем стала частью Рязано-Уральской железной дороги. А вот паровое типо-литографическое предприятие, отпечатавшее «Сводные таблицы», появилось уже в XX веке – после 1902 года.
Этим же «Акцонерным обществом паровой типо-литографии и писчебумажной торговли в Царицыне нижней Волги» в 1915 году и в 1916 годах были изданы брошюры «Статистика перевозок хлебных грузов, грузов большой, малой и пассажирской скоростей, I и II категорий и перевозок пассажиров по Баскунчакской железной дороге в 1915 году : отправление» и «Статистика перевозок хлебных грузов, грузов большой, малой и пассажирской скоростей, I и II категорий по Баскунчакской железной дороге в 1914 году : по прибытию».
Эти ещё два памятника печати региональных типографий России также переведены специалистами Волгоградской ОУНБ им. М. Горького в «цифру».
Напомним, третий год подряд Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького наряду с Российской государственной и Российской национальной библиотеками принимает участие в оцифровке книжных памятников в рамках федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура». В этом году по нацпроекту «Культура» будут оцифрованы 26 книжных памятников.