14.05.2021
В «Царицынской опере» готовят оригинальную постановку «Богемы»
В театре «Царицынская опера» продолжаются репетиции нового спектакля – оперы «Богема» Джакомо Пуччини. Премьера спектакля состоится 22 и 23 мая. Режиссер-постановщик – лауреат международных театральных фестивалей Анна Фекета предлагает по-другому взглянуть на известную историю.
О том, что такое богема, почему люди предпочитают жить понятием «завтра», об обнажении души и актуальности оперы великого композитора рассказала Анна Фекета.
Сюжет «Богемы» из нашей жизни
– Согласно концепции спектакля, действие будет происходить как будто внутри гофрированного фотоаппарата? Наверное, в основе будут использованы темные цвета?
– Сценографическое решение поможет создать такую атмосферу. Оно действительно достаточно темное, яркими будут только костюмы. И это был принципиальный момент, ведь контраст позволит привлечь внимание и заострить многие детали, позволит остановиться в моменте «здесь и сейчас».
«Богема» – очень серьезный, фундаментальный материал для оперного театра. Как «Щелкунчик» Чайковского для балета. Я стала изучать творчество Джакомо Пуччини, его дневники, где меня заинтересовал один факт: будучи студентом, он стал членом группы «скапельятти» (растрепанные). Они пропагандировал идеи излишеств во всём. Позднее, когда он стал уже известным композитором, он купил хижину и создал там клуб «Богема» для небольшого круга единомышленников и друзей, где воссоздал дух студенчества и весёлой жизни. И поэтому персонажи его оперы – это реальные люди со своими плюсами и минусами, ошибками и глупостями. Не бывает идеальных людей, это и показывал композитор. У Пуччини было много любовниц и одна из них после ссоры покончила с собой. Мне кажется, что это стало отправной точкой для написания оперы. Всё, что происходит с нами, влияет на наше творчество. Говорят, что по спектаклю можно сказать, что происходит в жизни режиссера. То же самое можно сказать и о жизни композитора. Опера написана по произведению Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы». И здесь можно увидеть большие разногласия с либретто и прилизанным сюжетом, который нам преподносят в спектаклях. На самом деле герои разгульные, даже неприятные. Прочитав роман, изучив жизнь самого композитора, я поняла, что нужно развернуть эту постановку другим ракурсом. Сместить фокус с непризнанных гениев на реальную жизнь такой разгульной богемы и на то, к чему это приводит. Ведь герои нашего спектакля грезят о прекрасном будущем, славе и деньгах, так называемом мире завтра, не замечая, как проходит их жизнь сегодня.
– Получается, что вы смещаете акценты в постановке, заостряете проблемы?
– Просто ставить «Богему» так же, как это делали уже несколько веков, не интересно. Переодевать всех артистов в джинсы и современную одежду тоже бессмысленно. Современность дают не костюмы, а внутренние акценты, взаимоотношения персонажей, понимание, что мы говорим о сегодняшнем дне. Это даёт злободневность сюжета, даже если мы видим, что на сцене не современные костюмы. Для меня крайне важно показать актуальность произведения, написанного в конце XIX века. В век фальшивки, клипов, дорогих лейблов, ярких витрин хочется напомнить о человеческих чувствах, взаимоотношениях, о том, что важно жить осознанно сегодня и шаг за шагом формировать то самое «завтра». Через спектакль я хочу поговорить об этом с волгоградскими зрителями.
Скрипки говорят о любви
– В привычных постановках акцент ставят на любви Мими и Рудольфа, у вас же проявляется некое обвинение главного героя.
– В вашей постановке Мими не «серая мышь», как принято её изображать.
– Ваша Мими наделена талантами, и на них вы ставите акценты?
– Мими прекрасная, она настоящая. Она хочет любви. Она талантливая, а не Рудольф. У нее золотые руки, у нее чистая душа. Мими изготавливает изделия hand made. Это ассоциация и с сегодняшним временем, когда уникальные товары, сделанные вручную, порой ценятся меньше, чем китайский ширпотреб. И поэтому важно, ставя оперу «Богема», говорить не о том времени. Мы никогда не поймем о чем думали, чем жили люди тогда. Это слишком далеко от нас. Нужно понять насколько материал произведения отзывается сегодня.
Костюмы подиумные, души обнаженные
– Анна, судя по концепции постановки, костюмы будут не исторические?
– У нас не было задачи сделать исторически достоверные костюмы, реконструировать наряды того времени. Мы взяли силуэты тех костюмов, добавили к ним элементы подиумной моды и соединили всё вместе. У нас будут этакие денди и эффектные дамы, гризетки, горожанки. На одну юбку гризетки использовано около 30 метров ткани. А платье Мюзетты – это просто шедевр. На него ушло уже более 50 метров только воздушной сетки. Сложность костюмов в их многосоставности, многослойности. Но такие костюмы актуальны и сегодня. Такие наряды можно увидеть на современных закрытых или тематических вечеринках. Костюмы очень эффектные за счет смешения стилей, эпох и фактуры тканей.
– Вы помещаете своих героев внутрь гофрированного фотоаппарата. Реальность значительно меняется от настроенного фокуса.
– Коробка фотоаппарата становится неким глазком, окном, через которое герои видят реальность. Они подглядывают за этим миром, а зрители подглядывают за персонажами. Видеопроекция дополнит действительность. Никакой заставы (как по либретто) у нас нет. Зато есть улица после празднования Нового года. Пустая, захламленная остатками праздника с зазывающими витринами. Мы видим «осколки» жизни разных людей и можем понять, что произошло. Новый год далеко не для всех праздник, у кого-то этот день обостряет чувство одиночества и усугубляет несбывшиеся надежды. За счет деталей будет рождаться особая атмосфера. И это не осовременивание, не обнажение внешнего, а обнажение души! Мы настраиваем фокус и как бы подглядываем за жизнью персонажей. Мы можем увеличивать, приближать фокус, разглядывать всё до мелочей.
– Появятся ли в спектакле другие персонажи, которых нет в либретто?
– Да, у нас есть персонаж – Женщина в чёрном. На протяжении всей постановки у Мими будет ощущение присутствия каких-то потусторонних сил, приближающейся смерти. Она видит её везде: в толпе людей, в моменты тревоги и даже тогда, когда ей хорошо. Она как символ черного человека, который преследовал Моцарта, чтобы заказать Реквием. Предчувствие, предупреждение, которые мы не всегда можем объяснить, усилит финал. Раскрою секрет, в финале будет ещё один сильный момент. Но до премьеры не хочу его озвучивать.
Современная опера – «живое» искусство
– Насколько комфортно работать вам в нашем театре, с солистами «Царицынской оперы»?
– Оригинальная концепция постановки накладывает особенности на игру артистов. С какими сложностями им пришлось столкнуться?
– Поначалу артистам хора, балета, солистам оперы было сложно. У них осталось стереотипное понимание оперы «Богема». Я предложила новую постановку и концепцию, другое видение некоторых персонажей. Когда артисты поняли, осознали, что я хочу, то по-настоящему отдались процессу. И стали делать это легко, с большим удовольствием! Самое главное, что у нас получилось соединиться в едином творческом порыве. Все наши репетиции проходят позитивно, в приподнятом состоянии. Мы получаем колоссальное удовольствие от процесса. Могу сказать, что с «Царицынской оперой» у меня сложилась настоящая команда. Счастлива, что моё сотрудничество с вашим замечательным театром состоялось. В моей биографии Волгоград уже 17-й город и «Богема» – 43-й спектакль. Скажу вам честно, что далеко не всегда бывает полная гармония режиссера и театра. И я очень рада, что здесь она случилась!