08.07.2020
«У нас случился другой театр»
Несмотря на все сложности нынешнего периода Волгоградский музыкально-драматический казачий театр смог в публичном интернет-пространстве завоевать уникальную победу – стать победителем в первом всероссийском театральном онлайн-фестивале. Об этой победе и будущем развитии театра рассказал директор Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра Андрей Зуев.
– Андрей Евгеньевич, рассказывая о недавней победе театра, вы подчеркиваете, что она особенная. Почему?
– Я скажу сакраментальную фразу, но наша победа в первом театральном всероссийском онлайн фестивале является маркером того, что мы идём правильным творческим направлением. Особенность этого фестиваля в том, что жюри – сами зрители, вся аудитория. Участвовало в голосовании более миллиона человек, а посмотрели ещё больше. Как сегодня проводятся онлайн-планерки от комитета культуры до президента, так же вёлся и этот фестиваль. Впервые был такой формат и организаторы, конечно, сделали потрясающую работу. И важно, эти спектакли шли в дни, когда народ вот в такой обстановке праздновал победу. Каждый театр праздновал по-своему. И в главной номинации «Драматический спектакль» мы стали первыми. Наша постановка отличается тем, что раскрывает историю нашего города: Царицына – Сталинграда – Волгограда. Она была зрителям интересна. Мы показываем, как появилось здание, в котором работает сегодня театр, о том, как царицынский купец Шлыков его передавал, как началась эпоха советской власти, потом война началась.
– Действительно, многие слышали только о Сталинграде, а про Царицын мало кто знает.
– Да. И мы сделали спектакль в совершенно новом ключе. У него удивительная история. Мы ставили его на юбилей победы в Сталинградской битве и он планировался как разовая акция, но потом сами зрители стали просить и он у нас показан до 70 раз!
– Андрей Евгеньевич, вашими конкурентами были очень известные театры. Как вы считаете в глубине души – эта победа ожидаема или был большой сюрприз?
– Мы, конечно, надеялись на то, что сможем выйти вперёд, потому что наша тема была очень сопряжена с победой в войне, с историей. Но, конечно, о том, что мы станем победителями в этой номинации, можно было только мечтать!
– Это, наверное, новый этап развития?
– И это, мне кажется, все-таки заслуженно, потому что выстрадано нашим коллективом. Мы начинали с того, что собирали труппу с Владимиром Владимировичем (Владимир Тихонравов – главный режиссёр Казачьего театра), собирали заново. Я не хотел бы быть критиканом того, что было ранее, но у нас случился другой театр. И опять же, мы не специально его переименовывали для того, чтобы изменить в корне сущность. Мы просто это сделали для того, чтобы у нашего театра появился жанр. И стали очень планомерно работать, исследуя жанр музыкально-драматического театра. Ведь чем отличается музыкальный от музыкально-драматического? В основе лежит то, что драма в музыкальном театре пишется музыкой, а в музыкально-драматическом пишется словом. С применением музыки. И мы с музыкой сегодня уже хорошо поработали: у нас есть и солисты, и оркестр и два этнографических казачьих творческих коллектива, которые работают каждый в своем направлении. Мы освоили широкую палитру, чтобы завоевывать зрителя. Театр очень много гастролирует и в области, и за пределами региона. У нас небольшая сцена, а нужно работать и на больших площадках, поэтому мы выезжаем в районные дома культуры.
– У вас суть такая – этнографическая, поэтому нужно выезжать.
– Это одна из самых главных вещей – исследовать этнографию! К тому же мы – театр героико-патриотической направленности. Мы постоянно получали грант губернатора именно в этой номинации и создавали спектакли этого направления. «Дни Турбиных», «Тихий Дон» и «Артисты Сталинграда – всё для фронта, всё для победы», с которым на прошлый юбилей мы объехали весь регион. В 15 городах показали этот спектакль! 8 мая несколько лет назад мы играли в городе воинской славы Калаче-на-Дону на площади, а 9 мая работали на главной площади в городе Серафимовиче. Для его жителей мы были главным творческим коллективом областного центра, который очень достойно поздравлял людей с Днём победы.
И в этом году мы планировали что-то такое, уже договорились с районами, но к сожалению… И тем не менее, мы очень активно два с половиной месяца работали. Наш проект «Домашний видеотеатр» раскрыл совершенно иные возможности наших ребят! Они стали относиться к своей работе иначе, многое рождали самостоятельно. Да, их каким-то образом направляли – и я, и главный режиссёр, ставили творческие задачи, но воспроизводили вот эти мини-спектакли они по собственной воле и инициативе и делали их совершенно по-своему, продуманно. Во многих ребятах проснулось желание осваивать компьютерные программы, режиссёрское искусство, где многие вещи не видны – это большая наука, которую нужно учить всю жизнь.
– А после снятия всех ограничений у вас останется что-то подобное? Конечно, невозможно заменить театр живой, но то, что наработано сейчас, будет использоваться?
– Конечно, останется. К примеру, наш собственный проект «Бессмертный полк Казачьего театра. Страницы истории». Мы рассказываем о предках, отцах, дедах наших работников. Многие ребята с таким воодушевлением стали искать и нашли для себя такие факты, которые, может быть, даже и не знали. То есть, наш проект спогдвиг их на эту работу. И у нас получилась своя собственная история, которая будет продолжаться. Я думаю, количество бойцов нашего «Бессмертного полка Казачьего театра» будет увеличиваться и это останется навсегда в театральной летописи.
Также останутся творческие находки, которые могут послужить изменениям в некоторых спектаклях, тем более нам придется восстанавливать это всё, ведь прошёл большой период без коллективной работы. Дай бог, чтобы после отпуска все вышли здоровыми и крепкими и мы начнём усиленно работать – восстанавливать существующий репертуар и готовить новую постановку. У нас новый спектакль «За двумя зайцами». Режиссер – Вадим Милков. Мы его поставили также в оригинальной конструкции нашего театра. Прежде всего, пишется своя собственная музыка. Материал один, но партитуры все делаются новые. Для оркестра народных инструментов. И мы делаем это так, чтобы это было применительно к нашей сцене, к нашим возможностям, к вокальным возможностям наших артистов и, естественно, к возможностям нашего оркестра, который будет играть живьём.
– Андрей Евгеньевич, что вы можете сказать о возможной вынужденной переходной мере – шахматной рассадке зрителей в театральном зале?
– Главное для нас – это безопасность работников и зрителей, просто такого рода мерами мы никогда серьёзно не занимались. Люди приходили, общались, посещали туалетные комнаты, сидели рядом в зале. Мы же не знаем, как их самочувствие. Здесь появится множество совершенно не изученных сложностей. Допустим, иногда даже артисты приходят, когда не очень хорошо чувствуют, но всё равно работают на сцене.
– А у вас ведь театр маленький, камерный.
– Да. Мало того что нужно снимать такого артиста, нам надо очень серьёзно думать о том, чтобы у нас была практически полная взаимозаменяемость. Это колоссальный пласт работы для того, чтобы мы могли представлять спектакль. Есть у нас еще одна идея – мы традиционно открывали наш театральный сезон в нашем театральном дворике. Сейчас мы работаем над тем, чтобы нам не просто открыть сезон, а чтобы поработать там. Ведь там гораздо более безопасно для людей, открытый воздух, мы там можем размещать зрителей со всеми требованиями СанПиНа. Мы готовимся к тому, чтобы наши спектакли шли на открытой площадке. Это наш собственный ход, он апробирован уже. Мы в прошлом году в сентябре открывали так свой сезон. Совсем другое восприятие искусства по сравнению с просмотром спектакля в помещении. Это ощущение природы, тем более когда есть какая-то красивая антуражная обстановка и людям приятно просто подышать. Не так много времени природа нам дает, чтобы этим насладиться. Как раз месяц сентябрь, немножко май, иногда чуть-чуть октября – и мы это используем.
– При недавнем посещении губернатором Казачьего театра возник разговор о том, чтобы весь квартал был задействован, творческое пространство в таком варианте разворачивается очень широко. Для вас неожиданностью был такой подход или свои мысли давно были?
– Я считаю, что это государственный подход государственного человека. Театр является государственным и это здание многострадальное прожило очень тяжелую историю. И, конечно, его нужно сохранять не просто как какой-то объект, который стоит на этой улице, а чтобы появилось четкое направление того, над чем нам сегодня надо работать. После посещения губернатора такое видение появилось. И очень важно, что оно определенным образом уже совпадало с тем, что мы до этого делали. Мы получим более совершенное пространство, которое будет освоено полностью. Ведь сейчас у нас половина здания не работает. Будут уникальные возможности для того, чтобы театр смог представлять зрителям совершенно разные творческие формы. Мы мечтаем об этом. И уже сегодня, согласно поручению губернатора, завершились работы по исследованию здания. Исходя из этих заключений, будет понятно, каким будет проект. Три этапа – исследование, этап проектирования и этап самих ремонтных работ. И ремонтные работы тоже подразделяются. Это, прежде всего, работы по приведению в рабочее состояние исторических, самых красивых фасадов здания. Также приспособление здания полностью к тому, чтобы это был не просто театр, а театр с совершенно иными возможностями. Здесь можно будет проводить и крупнейшие фестивали, мероприятия, посвящённые царицынской культуре, всему тому, что связано с нашим патриотическим воспитанием. Это и воссоздание интересных красивых картин, раскрывающих подвиги бойцов в Великой Отечественной войне и в войне 1812 года. Технически появится возможность показать зрителю совершенно иной качественный продукт.
На сегодняшний день труппа Казачьего театра находится в очень хорошей, крепкой творческой форме. Наши приглашенные режиссёры все в один голос дают высокую оценку уровню подготовки наших артистов и технических служб. Мы сейчас делаем упор на современную технику, как и многие столичные театры. Это видеоинсталляции, прежде всего. Уже который год вся страна смотрит проект «Свет Великой Победы» на Мамаевом кургане – наши специалисты как раз и принимают в ней участие.
У нас ребята сейчас специально учатся в институте, изучают эту тематику и при приобретении таких технических устройств мы сможем показать на сцене театра то, чего у нас в городе нет, – различные визуальные формы. К ним еще добавится усиление рисунка работы наших артистов. К тому же это совершенно другая экономия – мы не будем постоянно тратить деньги, как приходится сейчас. Будет свой продукт, который создается программистами, видеоинженерами, специалистами современного совершенно нового направления.
– Это вы уже раскрываете ваши концептуальные шаги в рамках проекта развития?
– Да. Как поставил задачу губернатор, наш театр будет частью единой территории. Это единственная во всём Волгограде часть старого Царицына. И я как организатор говорю – необременительно для людей, если перекрывать эту территорию и проводить мероприятия. Всего-навсего одна улица. Это не то, что центр закрывать. Здесь исторически сложилось – здания красивые, рядом парковая зона. Все это совместно с городскими учреждениями. И для туристов это было бы прекрасное шоу. И это может стать не разовыми акциями, а постоянно действующим проектом, который будет очень интересен. У нас ведь не знают про Царицын очень многие.
Мы такие вещи практиковали с туристическими компаниями, наработки некоторые уже есть. Люди заказывают заранее нам спектакли. Вот представьте – приехала туристическая группа. Она куда сходила? Конечно, на Мамаев курган, в музей-панораму «Сталинградская битва». Это святыни наши. Обязательнов Краеведческий музей, Музей Машкова. В Сарепту можно – немецкая культура. А наша родная культура – тут! Её показывать будем мы. Мы – театр региональной культуры.
– Андрей Евгеньевич, у вас был интересный опыт совместно с грузинской диаспорой – создание этнического грузинского спектакля. В дальнейшем не планируете продолжения с другими диаспорами?
– Безусловно, это одно из наших творческих направлений, целый пласт работы. У нас есть такие планы. В регионе ведь живут порядка 130 национальностей. Половина является практически коренными. Сталинград после войны был стерт с лица земли и приезжали семьи его восстанавливать. При этом мы глубоко занимаемся исследованием русской, казачьей тематики. И в этой замечательной творческой и большой семье различных национальных организаций, диаспор казачья община занимается вопросами, которые включают в себя популяризацию русской культуры. Мы взаимодействуем со всеми казачьими ансамблями, творческими коллективами, государственными, муниципальными, народными, общественными, самодеятельными. Часто ездим по нашему региону – собираем песни там, где они испокон веков сохранились. Есть популярные казачьи песни, которые поют в семьях, исполняют практически все творческие казачьи коллективы, а мы находим сами. И у нас есть проект «Музыка казачьей души». В нём песни, которые поёт только наш творческий коллектив и не поют другие. Вот поэтому наши концерты пользуются большим успехом. Проекту уже полтора года – и в последние сезоны все билеты выкупаются. И люди идут с большим наслаждением и удовольствием.
Слушают эту незамысловатую речь, рассказ о том, как было в детстве, когда там жаворонок в небе летал, когда мальчишками бегали босыми ногами по тропинке, когда в камышах рыбку ловили да вечером жарили её на палочках у костра и рядом паслись кони. Понимаете, это воспоминания и моего детства! И людям настолько приятно окунаться в эту атмосферу домашнюю. Душу трогает, потому что атмосфера родная! Звучит протяжная песня, красивое слово, спокойное, доброе. Оно греет. Эта культура должна сохраняться, она должна жить. Она очень красивая, потому что она – искренняя! И люди, которые болеют этой культурой, – совершенно по-другому воспринимают мир.
Волгоградские библиотеки присоединятся к всероссийской акции «Библионочь»
Волгоградская область присоединится к всероссийской акции «Ночь музеев»
В Волгоградской области пройдёт всероссийская акция «Ночь музеев»
В Волгоградской области состоится кинофестиваль «Сталинградская сирень»
Волгоградские учреждения культуры присоединятся к всероссийской акции «Библионочь»
Учреждения культуры Волгоградской области подготовили ряд мероприятий к 78-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом
23 декабря состоится вручение стипендий губернатора Волгоградской области.
15 декабря состоится вручение государственной премии Волгоградской области в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительной деятельности за 2020-й год.
3 ноября в рамках акции "Ночь искусств" волгоградские музеи, библиотеки и концертные организации при участии артистов театров проведут тематические мероприятия в дистанционном формате.
16 мая волгоградские музеи присоединятся к ежегодной всероссийской акции «Ночь музеев», которая проходит в этом году онлайн, и представят экскурсии, выставки, лекции, мастер-классы, концерты и многое другое.