08.05.2013
В Волгограде оживут фрески Собора Святой Софии
12 мая в 17-00 в Центральном концертном зале Волгоградской областной филармонии состоится концерт «В тот день, когда труба вострубит мира представленье» Волгоградского академического симфонического оркестра и Волгоградской хоровой капеллы.
В программе четвертого концерта абонемента №3 «Музыка, слово, живопись» Волгоградской областной филармонии прозвучат концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» Валерия Кикты, кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин» Сергея Танеева, фрагменты летописи «Повесть временных лет», трудов Иоанна Дамаскина, поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин». Каждое произведение будет сопровождать видеоинсталляция - зрители смогут увидеть иконы и фрески Андрея Рублева и Феофана Грека, ощутить масштаб фресок Собора Святой Софии в Киеве.
За дирижерским пультом - Юрий Серов (Санкт-Петербург). В концерте также принимают участие заслуженная артистка РФ Ирина Амозова (арфа) и Сергей Арсентьев (текст).
Справки по телефонам: 38-66-00, 38-65-95, 98-52-24.
Для справки
Замысел симфонии «Фрески Софии Киевской» возник в ту пору, когда Валерий Кикта впервые приехал в Киев на гастроли в 1952 году. Величественные фрески потрясли композитора, мысленно он возвращался к ним много лет. В 1973 году произведение с неповторимым сочетанием традиций и современности появилось на свет. Удивительные по оригинальности стиля, окутанные поэзией древнерусского искусства фрески оживают в музыке, точно возникая из далекого прошлого. В партитуре много подлинных находок – в трактовке арфы, в характере ее сочетаний с другими инструментами. Для каждого эпизода найдены характерные штрихи, и всё связано нитью симфонического развития, благодаря чему слушатель без труда улавливает художественную идею композитора.
Кантата Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» впервые исполнялась 14 января 1884 года в Москве, в концерте, посвященном памяти выдающегося русского пианиста Н.Г. Рубинштейна. Дирижировал сам автор, тяжело переживавший смерть своего учителя и посвятивший свой вдохновенный труд его памяти. А через три года кантата была представлена на суд петербургских слушателей. Успех произведения и в Москве и в Петербурге был очевидным. «Вы написали превосходную кантату», - писал Танееву Чайковский. А в рецензии на петербургское исполнение Цезарь Кюи писал: «Наше искусство обогатилось произведением, оригинальным по колориту и выдающимся по достоинствам».
В основу кантаты «Иоанн Дамаскин» легла часть из одноименной поэмы А. К. Толстого. Отрывок, избранный Танеевым, представляет собой рассказ о размышлениях Иоанна Дамаскина о смерти. Получилось неканоническое переложение погребального песнопения, произносимого как бы от лица ушедшего.